Нравственное воспитание начинается в семье
ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г. Житковичи» по итогам 2012 года является победителем районного конкурса «Лучшее дошкольное учреждение 2012 года» и занимает почетное 4-е место в областном конкурсе на лучшую организацию работы учреждений дошкольного образования в Гомельской области.
В рамках реализации республиканского инновационного проекта в ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г. Житковичи» организованы различные родительские объединения. Одним их таких объединений является клуб бабушек «Родничок», которым руководит опытный педагог, воспитатель с многолетним стажем Тамара Михайловна Тарасевич. Она поделилась опытом работы.
Жизненную направленность и судьбу каждого ребенка в основном определяют его родители. Но, скажем прямо, не всегда это у них получается.
Хорошо, если рядом с ребенком окажутся образованные и ответственные люди, на которых можно равняться. А если нет? Кто же поможет ему освоить науку о человечности? Кто с ранних лет подведет его к прекрасному, научит ценить добро, понимать людей? Кто сможет умелым воспитанием сделать душу ребенка невосприимчивой к различным формам безобразия и выработать в нем стойкое отвращение к уродливым явлениям жизни? Как помочь ребенку овладеть общечеловеческими ценностями?
Кто же, как не родители, должны это сделать в первую очередь своим личным примером, примером своих родителей и прародителей.
Есть у нас такие семьи, которые стремятся воспитать в своих детях высокие нравственные начала, стремятся заложить основы человеческой красоты. Личным примером они приучают детей к труду, учат заботиться о старшем поколении, любить и уважать людей.
Мы организовываем обмен опытом на родительских собраниях, на заседаниях, семинарах, совещаниях, проводим ток-шоу.
Очень хотелось бы, чтобы таких родителей было побольше. Но в наше время есть еще и такие мамы и папы, которые на первое место ставят материальное благополучие семьи. Но при этом из их поля зрения зачастую ускользают гигантские выгоды и дивиденды от личных сердечных вложений в грамотное, поэтапное системное воспитание ребенка.
Именно это мы, педагоги, и хотим донести до наших родителей, используя различные формы сотрудничества. Это и словесные, и наглядно-информационные, и практические.
Но ведь все знают, что семья – это не только мамы и папы, есть еще более зрелые, более мудрые, более свободные члены семьи – наши бабушки и дедушки.
Наши бабушки добрые, мудрые. Сколько тепла, внимания, любви и ласки они отдают своим внукам, учат доброте, вежливости. Бабушки прожили долгую жизнь, много испытаний выдержали. Им есть что сказать и чему научить внуков.
Проанализировав все это, обсудив неоднократно на совещаниях и педсоветах, мы создали в нашем центре развития ребенка клуб бабушек «Родничок». Родник – это источник жизни, наши бабушки – это тоже своеобразный источник жизни для своих внуков.
Наши бабушки понимают важность проблемы нравственного воспитания детей. Они принимают активное участие в республиканском инновационном проекте «Внедрение модели взаимодействия учреждения дошкольного образования и многопоколенной семьи, направленного на формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста».
Работа клуба многогранна. Мы проводим консультации по интересующим темам, организуем встречи с педагогом-психологом, воспитателями, специалистами, воспитанниками, разбираем проблемные и актуальные ситуации, связанные с развитием нравственных качеств у детей, проводим ток-шоу по обмену опытом семейного воспитания внуков, совместные праздники, конкурсы, экскурсии.
Вместе с членами клуба мы пришли к выводу, что одним из успешных способов передачи мудрости будущим поколениям являются сказки. Они несут очищение, сопереживание, будят воображение, они завораживают, увлекают и учат.
В настоящее время мы работаем над проблемой воспитания добрых начал у детей средствами сказки. На заседаниях нами обсуждались темы развития у ребенка чувства доброты и дружбы.
В результате нашей работы выпущены сборники сказок по нравственному воспитанию «Доброта» и «Дружба». Наше следующее заседание будет посвящено теме «Забота».
Мы рекомендуем их для чтения родителям наших воспитанников, а наши бабушки обсуждают их воспитательную значимость со своими подругами, одним словом, они «идут в народ». И это уже здорово!
А впереди у нас еще много интересных планов и задумок.
Уверена, что они дадут свои положительные результаты, помогут нам научить детей сопереживать, откликаться на чужую беду, выражать адекватно свои чувства, улучшат психологическую атмосферу в группе, повысят статус каждого ребенка, научат детей устанавливать взаимоотношения между собой.
Ю. ШОРОХ,
педагог-психолог
ГУО «ДЦРР г. Житковичи».