Помочь проложить дорогу в жизнь
Проблема постинтернатной социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоит довольно остро. Поэтому не случайно она была включена в различные государственные программы и стала предметом обсуждения общественности. Именно эта категория лиц, которые нуждаются в государственной поддержке, и не должна испытывать недостатка в чувстве собственной защищенности. Им необходимо помочь жить самостоятельно и быть ответственными за свою судьбу.
Этому аспекту и было посвящено заседание «круглого стола» по созданию межведомственного совета при сопровождении лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, под руководством заместителя председателя райисполкома Валерия Рогалевича. Тему за «круглым столом» обсуждали начальник управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома Н.Ф. Макаревич, заместитель начальника отдела образования Т.В. Русая, директор ТЦСОН Т.И. Козлова, директор ГПТУ – 182 И.С. Хомутовский, начальник отдела по делам молодежи райисполкома Д.В. Гаврилов, начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства райисполкома С.А. Магер, начальник инспекции по делам несовершеннолетних РОВД А.С. Труханович, педагог-психолог социального приюта И.И. Черкас, заместитель директора КУП «Житковичский коммунальник» В.Г. Грамович, заведующая отделом адаптации и реабилитации ТЦСОН Т.М. Гуринович и председатели сельских Советов.
Рогалевич В.М.: Существует огромное количество проблем, с которыми сталкиваются дети-сироты или дети, получившие статус сироты после 18 лет. Они не приспособлены к самостоятельной жизни. И отсутствие единой системы только усугубляет сложившуюся ситуацию. То, что на протяжении многих лет за них делало государство, с достижением совершеннолетия им приходиться делать самим. Именно поэтому назрела необходимость по созданию межведомственного совета, который и будет решать многие вопросы этой категории граждан. Это позволит их социализировать в обществе. И этого добиться можно только в тесном взаимодействии.
Черкас И.И.: Отсутствие у данной категории позитивного опыта семейной жизни влечет за собой деформацию физического, социального и личностного развития. Порождает проблемы медицинского, психологического и социального характера. Вступая в самостоятельную жизнь, выпускники интернатных учреждений сталкиваются с проблемами отсутствия жилья, поиском работы, организации быта, обеспечения себя прожиточным минимумом, взаимодействия с широким социумом и многими другими вопросами.
У большинства выпускников можно отметить следующие характеристики: неразвитый социальный интеллект, иждивенство, непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности, сниженный уровень собственной активности, повышенная внушаемость, готовность принимать асоциальные формы поведения, завышенная или заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний.
Выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, раньше, чем дети из семей, должны быть готовы к самостоятельной жизни, и в первую очередь, к трудовой деятельности.
Согласно данным, из 15 тысяч выпускников интернатных учреждений 5 тысяч в течении года попадают на скамью подсудимых, 3 тысячи становятся бомжами, 1,5 тысячи кончают жизнь самоубийством.
Не имея жизненного опыта, не видя положительного примера, наиболее часто они оказываются жертвами обмана, поэтому так много среди воспитанниц интернатов матерей- одиночек. Нередки случаи, когда бывшие воспитанники интернатов отказываются от своих детей, повторяя во взрослой жизни отрицательный семейный опыт своих родителей.
Есть у них проблема и с трудоустройством. У них низкая конкурентоспособность на рынке труда, что ведет к застойной бедности. В добавок жилищная проблема накладывает отпечаток, а зачастую определяет весь процесс адаптации выпускников интернатов в социуме.
Им сложно адаптироваться в новых для них социально-экономических условиях после интерната. На это накладывает свой отпечаток и то, насколько общество готово к созданию реальных стартовых возможностей их жизненного самоопределения и ответственности за адаптацию.
И.С. Хомутовский: Мы создали свою базу данных, которая размещена на сайте отдела образования, в которую внесли все данные о наших учащихся, детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Таких детей к нам поступает довольно много не только из нашего района, но и ряда регионов нашей области. Поэтому даже после окончания нашего учреждения образования стараемся, чтобы они продолжили дальнейшее обучение и получили среднее специальное образование. Для этого налажен хороший контакт со Жлобинским и Полоцким техникумами, после окончания которых проблема с их трудоустройством будет снята.
Магер С.А.: Что касается жилья, то это проблемный вопрос. Социального жилья не хватает, есть трудности даже с выделением койко-места в общежитии. Однако есть факты, когда человек, получив жилье, бросает его, не платит за коммунальные услуги и, практически заняв жилплощадь, уезжает из района, при этом по-настоящему нуждающиеся не могут в нее заселиться.
Гуринович Т.М.: Даже несмотря на все это, таким людям нужна наша помощь и поддержка. Поэтому мы и разделили весь адаптационный период на три этапа, каждый из которых преследует свои задачи. Это подготовка к самостоятельной жизни, их адаптация и дальнейшее сопровождение. И создание банка данных по выявлению таких детей значительно в этом помогает.
Но, к сожалению, они не идут на контакт. При этом, сами не знают всех служб и ведомств, которые помогут разрешить многие житейские вопросы. Примеров этому множество.
С 2009 году у нас на контроле 32 выпускника школы-интерната, и за каждой этой цифрой судьба человека. Поэтому можно привести конкретные примеры нашей помощи – содействие в восстановлении документов, дипломов и многое другое. Главное — помочь им найти свое место в жизни, что бы они не стали на путь своих родителей.
Рогалевич В.М.: Это правильно. Если мы будем смотреть на все это сквозь пальцы, то породим проблему на многие годы вперед. Тем более что в их среде получило широкое распространение иждивенчество. Вдобавок, не секрет, есть моменты спекуляции своими льготами. Поэтому спускать все на тормозах нельзя.
Макаревич Н.Ф.: Именно этот фактор во многом касается трудоустройства. Неоднократно мы предоставляли работу нескольким сиротам, было там и жилье, но они требовали более высокооплачиваемую, не соответствующую своей квалификации. В итоге теряли и эту работу. И так по новому кругу. Свой отпечаток на это наложила и интернатная система.
Гуринович Т.М.: Государство совершенно правильно сделало, что поменяло политику в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Переход на воспитание в приемных семьях и домах семейного типа позволяет им прививать многие семейные ценности. А это во многом способствует их дальнейшей адаптации в обществе.
Рогалевич В.М.: Именно для этого мы и собрались. Создание координационного совета по межведомственному взаимодействию позволит безболезненно ввести эту категорию в социум. Обеспечить их работой, жильем, в общем, нормальными условиями для дальнейшей жизни. И в дополнение к этому проследить их судьбу в будущем. В целом помочь им проложить дорогу в жизнь, не самоустраняясь от их проблем. Только тогда, при тесном взаимодействии каждой службы можно будет достичь положительного результата.
Записал А. АЛЕКСАНДРОВ.