Католическая церковь Беларуси против зачатия детей в пробирке
Религиозный аспект медицинского вопроса.
Первый ребенок, появившийся на свет благодаря методу ЭКО, давно вырос — в этом году ему исполняется 33 года, и, возможно, он сам уже стал или готовится стать родителем. А общее число детей из пробирки сравнимо с численностью населения небольшой европейской страны. На земном шаре их более 4,5 млн. человек.
Между тем до сих пор в мире не утихают споры о методе ЭКО (экстракорпорального оплодотворения). В Беларуси поводом для возобновления общественной дискуссии стал законопроект, который регулирует применение вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе и ЭКО. После того как депутаты приняли 27 апреля проект закона во втором чтении, с резкой критикой метода ЭКО выступили представители католической церкви. Только в мае они приняли и разослали в СМИ три заявления: одно — архиепископа Тадеуша Кондрусевича и два — Конференции католических бискупов Беларуси. К слову, на этой конференции была принята декларация по вопросу применения ЭКО.
«Метод ЭКО — это эксперимент над человеком», «это утонченный вид аборта», поскольку человеческая жизнь сводится только к биологическому материалу, которым можно свободно распоряжаться. Примерно в таких формулировках католические священнослужители описывают свое отношение к ЭКО.
Следует отметить, что белорусские католики, высказываясь против ЭКО, транслируют позицию Ватикана в целом, который считает оплодотворение в пробирке аморальным и противоречащим религиозным канонам. Например, католическая церковь инициировала очередную волну «ЭКО-протестов» в 2010 году накануне принятия решения о присуждении Нобелевской премии за революцию в медицине разработчику метода экстракорпорального оплодотворения Роберту Эдвардсу. Гневными высказываниями верховного духовенства польской католической церкви сопровождалось обсуждение в сейме Польши законопроекта о легализации метода ЭКО. Более того, священники грозились отлучить от церкви депутатов, которые проголосуют за принятие документа. Тем не менее законы о применении ЭКО приняты и действуют в таких католических странах, как, например, Польша и Италия.
В принципе для представителей любой конфессии абсолютно естественно распространять среди верующих определенную точку зрения на те или иные социальные явления. Поэтому вполне допустимо, что католическое духовенство старается убедить паству в том, что «метод ЭКО противоречит Божественным заповедям и учению костела», что «это великое предательство Господа Бога и тяжкое нарушение его заповедей».
Однако вызывает удивление, что религиозные деятели пытаются вторгаться в исключительно научную область — медицину, судить об эффективности различных методов лечения и явно лоббировать некоторые из них. Вот лишь отдельные цитаты из заявлений католиков: «метод ЭКО не лечит бесплодие, ибо это способ изготовления детей», «одним из наиболее рекомендуемых и распространенных в науке способов лечения бесплодия является метод напротехнологий», «альтернативой искусственному оплодотворению in vitro является напротехнология».
Слово «напротехнология» образовано от английского словосочетания natural procreative technology, что переводится как «технологии естественного оплодотворения». Что же это за загадочный метод лечения бесплодия? Сами католики его описывают так: «Напротехнологии основываются на точной диагностике причин бесплодия. На первоначальном этапе идет наблюдение за менструальным циклом женщины по системе Крейтона, которая используется как естественный метод планирования семьи. После трех месяцев наблюдения — консультации с врачом и диагностика причин бесплодия. На основе этого избирается способ лечения». По утверждению католиков, эффективность этого метода лечения бесплодия достигает 80%.
Применяются ли напротехнологии в Беларуси? И да, и нет. То есть в официальной медицине нет такого понятия. Однако давно существует и успешно работает система оказания помощи бесплодным парам, аналогичная той, которую описывают католики. В каждом областном центре и в Минске созданы консультации «Брак и семья» или центры планирования семьи. Их специалисты помогают точно установить причины бесплодия, используя современные методы диагностики, и по возможности их устранить. В большинстве случаев (возможно, даже в 80%, о которых говорят приверженцы напротехнологий) эта помощь оказывается эффективной и пациенты становятся счастливыми родителями.
А что делать остальным? Для них есть только два пути — либо усыновить ребенка, либо воспользоваться вспомогательными репродуктивными технологиями. «Если поверить, что эффективность напротехнологий достигает 80%, то возникает вопрос: что делают остальные 20%? Идут на ЭКО! К этому методу прибегают только те женщины, у которых уже нет другой возможности забеременеть. ЭКО применяется только в том случае, если другие методы лечения испробованы и оказались неэффективными», — поясняет депутат Светлана Шилова, практикующий доктор акушер-гинеколог с более чем 20-летним стажем. Она не видит различий между теми технологиями, которые предлагают католики, и той системой оказания помощи людям с бесплодием, которая давно налажена и действует в Беларуси. По сути, это одно и то же, только называется по-разному. Нет необходимости противопоставлять одно другому и вводить в заблуждение людей, которые не обладают профессиональными знаниями в области медицины, считает парламентарий.
Есть в заявлении католической церкви еще одно категоричное утверждение, которое не могут оставить без внимания ученые и врачи: о том, что якобы дети, зачатые при помощи ЭКО, больше подвержены болезням, генетическим патологиям. Светлана Шилова подчеркнула, что в мире проводилось множество исследований, предметом которых был сравнительный анализ состояния здоровья детей, зачатых естественным образом и благодаря ЭКО, и ученые не нашли различий или большей предрасположенности к болезням у одной из категорий детей.
Кроме того, нельзя не обратить внимания на момент, выбранный церковниками для широкого обсуждения темы ЭКО. Заявления последовали одно за другим после того, как в первом чтении был принят законопроект, который устанавливает правовые рамки применения этого метода. До этого, на протяжении почти 15 лет, в течение которых ЭКО применяется в Беларуси, не было замечено особо активных выступлений за или против этого метода.
Были замечания со стороны представителей православной церкви, но не столько к самому методу, сколько к отдельным статьям законопроекта. Кстати, конструктивные предложения православных богословов депутаты учли при работе над документом. Например, претерпела изменения статья об ограничении на использование половых клеток и эмбрионов в научных целях. В новой редакции этой статьи разрешено использование невостребованных эмбрионов сроком развития до 14 дней для совершенствования применения вспомогательных репродуктивных технологий. А для научно-исследовательских целей — запрещено. Изменилась также норма законопроекта о проведении редукции — процедуры, которую особо болезненно воспринимают священнослужители, так как во время нее медицинским способом врач уменьшает число эмбрионов, развивающихся в женском организме. Согласно проекту закона, эту процедуру будут проводить не по желанию пациентки, как было написано в первоначальном варианте, а при наличии медицинских показаний и с согласия пациентки.
Вместе с тем законодатели не могут учесть и принять все предложения и замечания. Это касается как данного проекта закона, так и многих других. Любой закон затрагивает интересы нескольких сторон, и парламентарии должны соблюсти баланс этих интересов, найти компромиссное решение. За это решение они несут ответственность прежде всего перед своими избирателями, а не перед церковью. «Право иметь детей, безусловно, относится к одному из важнейших прав человека. Задача государства состоит в создании условий для реализации этого права, в том числе путем создания правового режима применения методов вспомогательных репродуктивных технологий», — убеждена Светлана Шилова. В условиях, когда из года в год увеличивается количество бесплодных браков (по данным медицинской статистики, около 14,5% супружеских пар в Беларуси бесплодны), парламентарии обязаны предоставить людям возможность использовать современные достижения медицины для лечения бесплодия.
Станут ли католики пользоваться этой возможностью? В масштабах государства это не столь важно. Важно законодательно обеспечить им это право, а воспользуются они им или нет — их выбор. Известны случаи, когда представители некоторых конфессий в силу своих религиозных убеждений отказываются, например, от переливания крови, и это их право, их выбор. Правом выбора как раз и отличается правовое государство.
Еще представляется крайне важным, чтобы каждый в этом государстве занимался своим делом — врачи лечили, депутаты принимали законы, духовенство решало вопросы веры, религии, занималось духовно-нравственным воспитанием.
Е. Нечаева, Белта.
Интересно, изменились ли взгляды церквей на эту проблему за прошедшие 11 лет?
Можно было бы интервью у священника взять.
Рейтинг комментария:00