Вспоминая те года….
Воины Красной Армии освободили от фашистской нечисти г.Гомель. Это было осенью 1943 года. У моих родителей было семеро детей, я был старшим. Необходимо помогать родным, поднимать детей. Как-то встретил отец жителя соседнего поселка Кученск Ивана Туманского и тот отцу поведал, что он до войны еще работал и сейчас работает главным кондуктором Гомельского отделения службы движения и там не хватает кадров. Посоветовал, чтобы я обратился в отделение железной дороги. А я, тогда 16-летний юноша, сам себе продумал, какой из меня может быт кондуктор, если я всего лишь один раз поезд видел. Обратился в отделение и был принят на работу. Но прежде чем начал работать пришлось многому учиться на практике. Например, как подавать сигнал машинисту флажком, фонарем в ночное время во время маневрирования: вперед, назад, стой, тише и т.д. И особенно очень было страшно осваивать технику прицепки или расцепки вагона. И это нужно было делать в то время, когда машинист по сигналу главного кондуктора выполнил движение вагонов. А тут еще была трагедия. На станции Прибор под Гомелем молодая девушка, командированная из Брянска (старший кондуктор), то-ли испугалась, что машинист сильно толкнул вагоны, то ли главный кондуктор не осветил место сцепки, девушка не смогла выскочить и попала под колеса вагонов. Но я с большой ответственностью готовился по всем вопросам соблюдения правил движения. И слава Богу успешно освоил как делать сцепку и расцепку вагонов. Короткий срок проработал старшим кондуктором, затем работал главным. Во время маневрирования я сам делал сцепку вагонов, а старшему кондуктору говорил, чтобы подавал машинисту необходимые сигналы. Днем и ночью, в дождь, снег и мороз никто не считался с тем, что спал или не спал ты, ел или не ел ты, вручался маршрутный лист на прием состава. Хорошо, если из вагонов и платформ. Проверишь пломбы на вагонах с обеих сторон и получаешь документы на состав. И поехали. А вот когда наливной состав, то нужно влезть на каждую цистерну, пальчики рук замерзают, похукаешь на них и лезешь дальше для проверки пломб на цистернах. А чтобы не «хныкали», что, мол, еще недавно только приехал и снова нужно ехать, в зале кондукторского резерва был проведен показательный суд. Один помощник машиниста опоздал на работу где-то на 20 минут. И вот собрали машинистов, помощников машинистов, кочегаров, кондукторов, поездных вагонных мастеров и судили помощника машиниста, который рассказал, что у него заболел ребенок, пришлось заниматься, а пока добежал до паровозного депо, — опоздал. Плакал, просился, бедняга. Трибунал присудил 8 лет с заменой в штрафную роту. Хоть и трудно было работать, но и радостно, что наши доблестные воины громят фашистов своим огнем, а мы, кондуктора, доставляли к линии фронта живую силу и технику своевременно под бомбежками немецких стервятников.
За всю Великую Отечественную войну особенно радостными словами были слова нарядчицы поездных бригад г. Жлобина, где я находился со своей бригадой, которая кричала и плакала: «Хлопцы, вставайте, война закончилась!»
Приходилось несколько раз по приказу сопровождать поезда до г. Пинска. Всегда в Житковичах состав делал остановку. И я тогда не мог подумать, что мне придется более 20 лет часто бывать в Житковичах. Но те, что я помню военные Житковичи были разбиты, развалены грохотом войны. А уже поле окончания войны приходилось сопровождать различные сельскохозяйственные грузы из Германии.
Еще не окончилась война, а Совет министров СССР разрабатывал план восстановления народного хозяйства страны, городов и сёл. Нужно было много лесоматериала, чтобы более правильный был выход лесоматериала из дерева, нужны были кадры. Вот и было решено открыть в Белоруссии два лесотехникума — в Гомеле и Полоцке. Было объявление о приеме учащихся в Гомельский лесотехнический техникум, где представлялось жилье и стипендия. Успешно сдал экзамен и окончил учебное заведение. Работал в Белевском, Юркевичском лесоучастках. Старался, чтобы максимально экономически использовалась лесозаготовительная техника. Чтобы обеспечить полнее лесоматериалом страны, привлекались рабочие из колхозов региона. Много трудились на лошадях и волах рабочие Юркевич, Сукачей, Залютич и других населенных пунктов. Однажды рабочие мне пожаловались о недоброкачественном обслуживании их ОРСом. Первая проба пера для меня была в далёком 1950 году. Убедившись в справедливости нареканий рабочих на работников ОРСа, написал первую в жизни заметку в республиканскую газету «Советская Белоруссия». Ее напечатали, а мне выслали карточку селькора с предложением о дальнейшем сотрудничестве. Раз поместили мое письмо в республиканской газете, почему бы мне не написать в районную газету. Написал, как работают лесорубы, трелевщики, шофера. Мне очень повезло на хороших работников. При встрече с редактором Иваном Герасимовичем Бандюковым, тот посоветовал написать о местном агитпункте, агиторах. А вот когда работал редактором Эдуард Степанович Сушкевич так только можно и говорить хорошее. Увидит в городе, не один раз остановит машину, пригласит, привезет в редакцию и говорит: пишите. Очень хороший редактор была Старосельская (не помню уже и имени ее). Как-то рассказала мне женщина, что начальник почты не отдает денег, требует бутылку. Я рассказал Старосельской и она сказала: напишите «Бюрократ в роли начальника почты». Писал затем об учителях, работниках клуба, библиотек. Писал об агитационной работе утром, которую проводил перед нарядом с рабочими Брониславского отделения совхоза «Люденевичи».
Как-то вызвал первый секретарь райкома партии Григорий Михайлович Рябцев и предложил мне, чтобы я поехал в Совпартшколу учиться. Я ему сказал, что мол, дом достраиваю в Брониславе. А он мне сказал, что две недели даю на раздумье. Я отказался, конечно же зря. Он только и сказал, что, мол, будете жалеть. Еще учеником семилетки сельской школы на Гомельщине понравились немецкий язык и литература. А в Гомельском техникуме выступал в соревнованиях на длинные дистанции. Затем, работая в леспромхозе, не раз наблюдал, как мальчишки бестолково гоняют футбольный мяч, задумывался, а не стать ли мне учителем физкультуры.
И однажды директор школы увидев, как я занимаюсь зарядкой, вдруг предложил мне пойти работать учителем физкультуры. Поначалу дети неохотно бегали, прыгали. Как-то сам пробежал с ребятами 3 километра. Ученики даже родителям рассказывали, что новый учитель и бегает хорошо, и прыгает выше всех, а также прилично ходит с ними на лыжах. Вскоре мои юные спортсмены на районных соревнованиях занимали призовые места. Однажды на районной спартакиаде руководитель облспорткомитета Гусев удивился: можно подумать, что этих ребят тренирует мастер спорта. Сами ребята никак не верили мне, что я обтираюсь снегом в любой мороз, пока кто-то из родителей сам это не увидел. После обтирания снегом я еще выливал на себя ведро холодной воды. В то время большинство городских школ и сельских закрывали на карантины по гриппу и никогда ни на один день не закрывали нашу. Всего я учителем физкультуры проработал 52 года, из них более 40 лет работал на свежем воздухе зимой и летом. За многолетний труд меня удостоили орденом «Знак Почета», медалью «За доблесный труд». И еще хочу несколько слов сказать, что когда работал в Брониславской школе занимался поиском бывших пограничников первыми огнем своего оружия которые встретили врага. Было найдено более 30 человек. отряду имени Кижеватова было разрешено посетить пограничную заставу Кижеватова в Бресте. Были на самой границе и видели, где стоял русский и польский пограничники.
Пионерский отряд Кижеватова в Брониславе стал победителем игры, помещенной в газете «Піянер Беларусі». Мне позвонили в школу и уточнили, если в школе автобус, что бы ехать в Брест и принять участие в игре «Зарница». Я ответил, что нет машины и нашим кижеватовцам на телевидении в Минске вручили породистого щенка-овчарку, которую мы вырастили. Затем пограничник забрал собаку, которая впоследствии была награждена медалью за задержание нарушителя границы.
А. КОВАЛЁВ, ветеран Великой Отечественной войны, железнодорожник во время войны, учитель-пенсионер.