Туровская “Лявоніха” в Кремле

Древний Туров богат историческими и культурными событиями. Здесь в 1964 году  появилась новая звездочка национальной белорусской культуры – народный ансамбль танца  «Припять». Его основателем стал молодой хореограф Николай Котов, вложивший в ансамбль душу, энергию, любовь и талант постановщика народных танцев на богатом местном фольклоре. Многие из постановок Котова стали настоящей классикой белорусского сценического танца, по ним учат и готовят молодых хореографов в специальных средних и высших учебных заведениях.


За первый год своего существования танцевальный коллектив стал широко известен в районе, области, республике. Сколько было пролито пота и пережито вспыльчивых обид при неудачах и радости при успехах — не счесть! Нам, молодым самодеятельным артистам, было приятно видеть на своих концертах неподдельную радость теплого приема и горячие аплодисменты. Приходилось выступать на разных концертных площадках, даже на полевых станах. Не раз в сельском клубе отключалось электричество, и концерт шел при свете керосиновых ламп. Но зато как искренне принимали нас полешуки!


На всю жизнь запомнился ответственный концерт в колонном зале Дома союзов на вечере солидарности с вьетнамским народом в Москве. Было это в далеком 1965 году. Можно представить стремительный творческий рост провинциального коллектива, пробившегося за год своей жизни на кремлевскую сцену. Я и сейчас помню все танцевальные движения и большую часть композиционного построения белорусского танца «Лявониха». Без того быстрый танец необходимо было «втиснуть» в три минуты времени, отведенные нам режиссером концерта, на котором присутствовали делегации всего мира и члены правительства бывшего Советского Союза. Безжалостно, даже жестоко, с секундомером в руке, гонял нас руководитель на репетициях за три дня до концерта. С утра до вечера, с малыми перерывами для отдыха. После изнурительных тренировок теряли вес, но своего добились, вложились в три минуты, из-за чего толком не посмотрели Москву (правда, все же удалось побывать в Мовзалее В.И. Ленина).


Но какой был темп, успех! Море аплодисментов и дружеских приветствий на разных языках мира.


А начиналась моя творческая жизнь в ансамбле танца не так красиво и празднично, как хотелось. В школе я был лучшим чемпионом по прыжкам в высоту и длину, усиленно занимался боксом и настольным теннисом. Играл за сборную Турова по футболу. Там и обратил на меня внимание Николай Котов. Видимо, ему понравилась реакция, прыгучесть и общая физическая подготовка местного вратаря.


Не скажу, что у меня быстро продвигались дела в танцах, даже наоборот. Порой опускались руки, несколько раз уходил из коллектива, чтобы не конфузиться перед знакомыми девушками. Но юношеское самолюбие, стремление не отступать перед трудностями заставляли вновь и вновь возвращаться и настойчиво работать над собой под пристальным вниманием руководителя.


Желание овладеть тайнами хореографии и частые репетиции скоро дали свои положительные результаты. Мне стали поручать несложные трюки в массовках, затем из дублирующего перевели в основной состав. Здесь уже утвердились Слава Веренич, Коля Артюшко, Федя Седельник, Женя Буда, Женя Горшков, Сергей Поддубный, Толя Мотох, Володя Черный, Володя Супоненко, Толя Бруй, Зина Правило, Вера Горшколеп, Маша Домашкевич, Галя Забелич, Тоня Белко, Валя Жук, Валя Страх, две Вали Балбуцкие и другие. К глубокому сожалению, некоторые из них уже ушли из жизни.


Я счастлив, что со мной рядом были такие замечательные товарищи, по-настоящему влюбленные в народное творчество. Ставшие затем и в своей основной профессии трудолюбивыми, честными и уважаемыми людьми.


Только огромным трудом я добился определенных успехов в хореографии, в частности, в исполнении сценического народного танца. Состоялся как руководитель и постановщик вокально-хореографических композиций.


Позже, работая в правоохранительных органах и занимаясь специальной физической подготовкой, всегда с удовольствием включал элементы хореографии, чем не раз вызывал удивление коллег по службе. Особенно, когда на одной точке «закручивал» штук двадцать воздушных пируэтов. Эти дополнительные упражнения помогли поддерживать до конца службы в нужной форме реакцию, координацию, скорость движений, гибкость, пластичность, выносливость, работоспособность, быстроту мышления. И, естественно, осанку и строевую выправку офицера высшего состава правоохранительных органов.


Смею утверждать, что Туровский народный ансамбль танца стал не только кузницей специалистов культуры и искусства, но и лабораторией формирования человеческих душ. И это, наверное, самое главное и ценное. Царившая в коллективе нравственная обстановка и дисциплина, не одного подростка вывели в люди. И пусть не все участники ансамбля стали профессиональными артистами, руководителями творческих коллективов, но приобщение к хореографии вдохнуло в их души любовь к прекрасному, научило преодолевать жизненные трудности, ценить и приумножать культуру и духовное богатство полесского края.


М. дедовец, подполковник милиции в отставке, член Белорусского союза журналистов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.