Талант, не знающий границ
Что такое талант? Существует много определений, пытающихся объяснить этот человеческий феномен. Несомненно, все они отчасти верны. Да, именно отчасти. И только если их объединить в одно целое, получится более полный и содержательный ответ. Только он будет очень уж большим по объему и сложным для понимания. Самое простое и точное определение таланта — это непосредственно сам человек и результаты его деятельности.
У Романа Верещагина, преподавателя по вокалу Туровской детской школы искусств, контртенор — самый высокий мужской оперный голос. Очень редкий, чистый и сильный вокал, который, проникая в самую глубь души, чувственно несет с собой красоту и величие роскошной эпохи Барокко. Чтобы овладеть этим голосом, мало природных данных, нужна постоянная и многолетняя практика. Поэтому в мире мужчин-сопранистов не так уж и много, они большой эксклюзив, редкий и красивый «товар», востребованный как в нашей стране, так и за рубежом.
Свой музыкальный путь будущий обладатель уникального вокала начал с успешного поступления в Гомельский колледж искусств имени Н.Ф. Соколовского. Там он проучился 2 года и перевелся в государственное Минское училище имени М.И. Глинки, в котором продолжил и в итоге закончил обучение по классу «академический вокал».
В Минске, помимо учебы, Рома записывался на первом национальном канале белорусского радио. Принимал участие в постановке оперы Г. Пёрселла «Дидона и Иней» при оперной студии Белорусской государственной академии музыки. Молодой певец неустанно оттачивал технику, работая не только с учителями из своего музыкального училища, но и консультируясь у таких исполнителей и педагогов с мировым именем как: Ю.И. Юшманов (педагог, выпустивший лучшего контртенора России О. Безинских), Ю.Н. Миненко (признан лучшим контртенором на международных конкурсах в Испании и Великобритании.), Э.Таб (швейцарская певица и педагог в Базельской академии старинной музыки).
С 2010 года Романа впервые пригласили участвовать в музыкальном проекте фонда «Будущее для Ричева», в рамках которого состоялся гастрольный тур по нескольким небольшим городам Германии и Швейцарии. Это уникальный проект, предоставивший вчерашнему выпускнику музыкального училища возможность выступить в Европе со своей сольной программой. Выступление получилось успешным, и ровно через год, с 14 по 21 марта, у молодого исполнителя классической музыки состоялся второй цикл концертов в двух странах Западной Европы.
— А началось все просто, — рассказывает Роман. — Директор фонда «Будущее для Ричева» Хэди Мюллер с коллегами пришли к нам на занятия в училище и записали видео с моим выступлением. Таким образом, я выиграл грант на участие в проекте. В марте 2010 года меня впервые пригласили выступить в Европе. Со студентками Белорусской государственной академии музыки (БГАМ) я организовал струнный квартет для камерного сопровождения музыкальных номеров, пригласил свою сокурсницу по музыкальному училищу, ныне студентку БГАМ Алису Мисеву (сопрано). Для меня это был первый профессиональный опыт выступления. Гастроли были успешными. В залах был аншлаг, после каждого концерта меня и Алису по несколько раз вызывали на бис.
— А чем отличалось ваше второе выступление от первого?
— У нас была новая музыкальная программа, в которой наряду с музыкой эпохи барокко, были работы русских и белорусских композиторов. В нашем исполнении прозвучали произведения Ф. Генделя, И. Баха, А. Вивальди, Дж. Перголези, А. Хоссе, М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Бородина, А. Абазы, В. Соловьева-Седого, русские и белорусские народные песни. Также состав команды немного изменился. По моему приглашению с нами в качестве концертмейстера поехала выступать моя коллега по работе Наталья Варванович, преподаватель по классу фортепьяно. Вся остальная наша «труппа» была в том же составе, что и в первую поездку за границу.
— Расскажите, пожалуйста, о недавних выступлениях: где, как они проходили, как вас принимала европейская публика?
— У нас был плотный график, за неделю мы отыграли одно выступление и четыре концерта с полуторачасовой программой. Первое выступление было уже на следующий день после прибытия, в понедельник. Проходило оно в конференц-зале Германского национального банка города Вальдсхут-Тингена (федеральная земля Баден-Вюртемберг), на межкультурном диалоге администрации фонда-организатора. В среду в этом же городе в «Евангелическом зале» состоялся первый большой концерт.
В четверг мы уже были в кантоне Ааргау (Швейцария), а именно на знаменитом своими минеральными водами курорте Шинцнах-Бад. Здесь мы исполнили свою программу в изящно украшенном холле отеля. Афиши о предстоящем концерте висели в нескольких городах Германии и Швейцарии. Так что среди зрителей можно было встретить как отдыхающих курорта, так и поклонников классической музыки, приехавших из других городов.
Через день, в субботу, мы выступали у подножья живописных Альп, в небольшой католической церкви немецкого городка Унтеральпфон. В небольшом зале этого католического храма по приглашению публики мне довелось четыре раза выходить на бис.
Но, пожалуй, самый запоминающийся концерт был в воскресенье. Он проходил в зале католической церкви Пфарркирцхе города Штюлингена, расположенного неподалеку от Вальдсхут-Тингена. Меня впечатлила теплота, с которой встречала нас публика. Непринужденная легкая атмосфера заполняла зал в тот день. Убранство церкви, светлые и добрые лица людей — все это и что-то еще, но только неподдающееся объяснению, наложило сильный эмоциональный отпечаток на характер выступления. Я был очень тронут, когда увидел на глазах людей слезы. Наверное, это было одно из лучших моих выступлений…
— Какие у вас планы на будущее?
— В этом году планирую поступать в Белорусскую государственную академию музыки. Там есть замечательные педагоги, которые еще многому смогут меня научить.
— Спасибо за интересную беседу и успехов в творчестве.
Д.Иванов.