КОГДА ЧЕЛОВЕКУ НУЖНА НАША ПОМОЩЬ
Аутизм — своеобразное нарушение психологического развития, которое обычно проявляется в первые 30 месяцев жизни. Аутизм впервые описан Лео Каннером в 1943 г. Основными признаками аутизма является нарушение контакта ребенка с окружающим миром и прежде всего с людьми. Ребенок погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Он замкнут и сторонится коллектива сверстников, у него отсутствует живая выразительная мимика и жесты, он старается не смотреть в глаза окружающим. Лучше всего они себя чувствуют, когда их оставляют в покое. Ребенок с аутизмом как бы не замечает других людей; представленный самому себе, он может однообразно повторять одни и те же движения, что-то нашептывать, выкрикивать отдельные, лишенные конкретного смысла слова и звуки.
Для детей с аутизмом характерна однообразаня, как бы не целенаправленная двигательная активность. Степень умственного развития различна: интеллект может быт нормальным, ребенок может быть умственно отсталым, встречаются и высокоодаренные дети. Развитие речи так же отличается большой вариантностью. Речь аутичного ребенка не направлена на общение с окружающими, а является как бы речью для себя. В некоторых случаях речь отсутствует полностью.
Аутизм встречается в пяти случаяхх на 10000 живых новорожденных. В Житковичском районе так же проживают дети с диагнозом — аутизм. Детям с таким диагнозом необходима длительная помощь, целенаправленная помощь семьи, учителей, воспитателей, врачей, психологов. Они нуждаются в устойчивой структуре окружения, понимания, терпения, помощи со стороны родных, друзей, соседей, общества.
В рамках Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма 2 апреля в ГУО «Житковичский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» ежегодно проходит информационно-просветительский лекторий, где затрагиваются вопросы проблемы аутизма: характеристики аутичных детей, задачи и тактика поведения, общения взрослого по отношению к ребенку, проблема ранней диагностики в рамках межведомственного сотрудничества информационная поддержка семей, воспитывающих аутичного ребенка. Тематика информационных уголков для родителей в этот период отражает проблему аутизма.
ГУО «Житковичский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» выпустил брошюру «Аутизм».
Дети с аутизмом нуждаются в ранних коррекционных занятиях, направленных на развитие их познавательной сферы, речи, тонкой моторики, изобразительной деятельности. В процессе этих занятий ребенка учат контактировать со взрослым, обогащают жизненный опыт, организуют его произвольную деятельность. В воспитании семье может помочь психолог, педагог-дефектолог. В большинстве случаев воспитание и обучение ребенка необходимо сочетать со специальным медикаментозным лечением.
А. ЯРМОШ, методист районного центра коррекционно- развивающего обучения и реабилитации.