ДОВЕРИЕ ЖИТЕЛЕЙ К МЕСТНЫМ ОРГАНАМ ВЛАСТИ – ВАЖНЕЙШИЙ КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ольга Сергеевна ЗУБКОВА, начальник отдела по работе с обращениями граждан и правовому обеспечению райисполкома:


— Одним из конституционных прав граждан Республики Беларусь является право граждан на обращение в государственные органы, закрепленное в ст. 40 Конституции Республики Беларусь. Статьей 4 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан» от 6 июня 1996 года с изменениями и дополнениями закреплено право граждан на обращения, как к государственным органам, так и иным организациям и должностным лицам. Это предполагает возможность обращения граждан по интересующим их вопросам к руководству различных организаций и предприятий района, в компетенции которых будет находиться тот или иной вопрос.


Граждане вправе обратиться в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу) лично либо через своего представителя. Обращения от имени недееспособных граждан направляются их законным представителем.


Право граждан на обращение гарантировано государством и реализуется гражданами добровольно. При этом осуществление права гражданина на обращение не должно нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.


Вместе с тем статьей 7 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан» определены требования, предъявляемые к письменным обращениям граждан. Письменное обращение должно содержать:


*наименование и (или) адрес государственного органа, иной организации (должность, фамилию, имя, отчество должностного лица), в которые направляется обращение;


*фамилию, имя, отчество гражданина, данные о его месте жительства и (или) работы (учебы);


*изложение сути обращения (предложения, заявления, жалобы);


*личную подпись гражданина.


В случае, если гражданин обращается через своего законного представителя, к письменным обращениям необходимо прилагать документы, подтверждающие полномочия этого представителя (копии доверенности, решения суда, свидетельства о рождении, акта государственного органа, других документов).


К письменным обращениям могут прилагаться копии решений (ответов), принятых (данных) ранее по обращениям должностными лицами государственных органов, иных организаций, а также иные документы, необходимые для рассмотрения обращений.


Письменные обращения, не соответствующие данным требованиям, могут быть оставлены без рассмотрения с уведомлением граждан в пятидневный срок о причинах оставления обращений без рассмотрения. После устранения нарушений граждане вправе вновь обратиться в государственный орган, иную организацию.


Анонимные обращения, т.е. обращения без указания фамилии, имени, отчества, адреса и подписи обратившегося, рассмотрению не подлежат, за исключением обращений, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.


Повторные обращения (устные и письменные), в которых не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, рассмотрению не подлежат, если по ним имеются результаты исчерпывающих проверок и гражданам даны ответы в установленном законодательством порядке. При этом гражданам письменно сообщается, что повторные обращения необоснованны, и переписка с ними по данному вопросу прекращается.


За два месяца 2011 года в Житковичский районный исполнительный комитет поступило: всего – 71 обращение граждан, из них: 37 письменных и 34 устных. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года: всего — 75, из них 44 письменных и 27 устных.


Основной удельный вес в поступивших обращениях занимают вопросы жилищно-коммунального хозяйства (свыше 50 процентов): ремонт жилья, кровли домов, предоставление жилья, оплата коммунальных услуг, благоустройство города и др. Разрешение данных вопросов зачастую возможно лишь при наличии финансирования, в результате чего решение того или иного вопроса откладывается на определенный срок. Вместе с тем, хотелось бы отметить, что многие вопросы повседневного характера могут решаться самими жильцами, в том числе благоустройство и поддержание чистоты и порядка в подъездах домов и на придомовой территории.


Около 20 процентов направленных обращений затрагивают социальную сферу: выплата пособий, предоставление социального работника, оказание материальной помощи и т.п. Для решения таких вопросов необходимо подать документы и сведения в органы социальной защиты населения. Необходимо понимать, что при этом действует определенный порядок, сроки и очередность выплаты пособий либо оказания материальной помощи, предоставления социального жилья. Однако многим гражданам хочется ускорить процесс, при этом они не учитывают, что соблюдение данных требований строго регламентируется законодательными актами и также вопросы могут быть решены только в соответствии с ними.


По-прежнему значительным остается количество обращений граждан по вопросам землепользования. В основном это жалобы по земельным спорам с соседями по установлению границ земельных участков, регистрации участков и др. Вопросы, поднимаемые в таких обращениях, решаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь и никоим другим образом. Остается проблема непонимания необходимости и нежелание граждан обращаться в суд по рекомендации органов власти для решения земельных споров. Ведь зачастую такие споры могут быть решены только в судебном порядке. Из вышестоящих государственных органов в райисполком на рассмотрение поступило за два месяца 2011 года 15 обращений. За аналогичный период 2010 года – 25 обращений. Это свидетельствует о повышении доверия к местной исполнительной власти, но в тоже время и о наличии проблемных вопросов на территории района. Вместе с тем, 7 обращений граждан района поступили в вышестоящие инстанции без обращения в местные органы власти. Необходимо отметить, что в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 15.10.2007г. №498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц, независимо от того в какой государственный орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией. То есть, если житель района впервые обратился сразу в Администрацию Президента Республики Беларусь или областной исполнительный комитет для разрешения вопроса, то данное обращение, прежде всего, направляется для рассмотрения в местный исполнительный орган власти.


Нельзя не отметить, что имеют место случаи, когда граждане, обратившиеся в исполнительный комитет и получившие исчерпывающий и правомерный ответ, продолжают обращаться в различные инстанции, в том числе вышестоящие, в надежде на то, что их вопросы или проблемы сразу будут разрешены, даже минуя законодательство. Зачастую, это связано с нежеланиями заявителей согласиться с той информацией, которую они уже получили по результатам рассмотрения обращения в районном исполнительном комитете. Также некоторые поступающие в райисполком обращения содержат грубые и оскорбительные выражения в адрес представителей органов власти.


Для разрешения возникших проблем граждане всегда могут обратиться к представителям органов власти не только в письменной форме, но и в устной. Согласно утвержденным графикам осуществляются устные приемы председателем райисполкома, его заместителями и управляющим делами, в том числе и по субботам. Также для помощи гражданам в решении различных вопросов действует «Прямая линия», позвонив на которую можно задать интересующий вопрос непосредственно председателю райисполкома, а также его заместителям. Графики проведения таких «линий» ежемесячно публикуются в районной газете «Новае Палессе». Для разрешения экстренновозникшей проблемы в районном исполнительном комитете действует «Горячая линия» (тел. 21988), обратившись на которую ваше сообщение примут специалисты райисполкома и передадут для рассмотрения службе, в компетенции которой находится решение данных вопросов. Доверие жителей района к представителям органов власти является важнейшим критерием оценки их деятельности. Обеспечение благоприятных условий для жизни и повышение уровня качества жизни населения являются основными ориентирами и основополагающими принципами в работе органов власти.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.