Закалка приходит с годами
Вспоминается тот день, когда узнал его поближе. В актовом зале леспромхоза шло отчетное собрание. С подробным анализом дел за год выступал генеральный директор открытого акционерного общества «Житковичлес», руководители среднего звена. Слов нет, все говорили конструктивно, с хорошим знанием дела, ибо за плечами каждого не один год работы на местном лесозаготовительном предприятии.
И тут слово попросил высокий, широкоплечий мужчина, настоящий богатырь на внешний вид, перед которым и самый крепкий дуб в лесу, образно говоря, шапку снимает. Мастер Туровского участка по заготовке древесины Николай Тарасюк приехал на собрание с лесной делянки, от берез и сосен, от леса, с которого и начинается первое звено мощного лесозаготовительного конвейера. Его шершавые, как и ладони, правдивые слова точно били в цель, никого не покинув равнодушным. Говорил Николай Николаевич о том, что его участок, несмотря на трудности и испытания, сделает все для того, чтобы выполнить доведенный месячный план по лесозаготовке. Но и соответствующие службы леспромхоза не должны, прямо говоря, спать в шапку, а своевременно и со всей ответственностью заботиться о выборе хороших делянок с высокосортной деловой древесиной, а затем – о сбыте продукции потребителям. А за его вальщиками и трелевщиками, за всеми четырьмя бригадами задержки не будет. Трудно было не согласиться с заслуженным работником предприятия, за плечами которого свыше 30 лет работы в лесу. —
Вы знаете, — признался позже в доверительной беседе Николай Тарасюк, — я просто не имею никакого морального права работать плохо, ибо тем самым брошу тень на своих предков, на свою родню. Наша фамилия — единственная в своем роде на Туровщине. К тому же мой дед Пантелей Иванович был комиссаром партизанского отряда, а отец работал председателем сельсовета, заместителем председателя местного колхоза… Это были очень уважаемые люди, перед памятью которых я всегда в долгу.
Николай родился в красивой, живописной деревне Погост, недалеко от которой протекают Припять и Ствига. Раздолье было им тут в детстве. Одна рыбалка приносила столько удовольствия да приключений. Только быстротечны детские годы, и вот уже Николай, старший из четырех детей в семье, после окончания Погостской средней школы принимает ответственное решение ехать в Карелию к дяде и работать в местном леспромхозе. Так оно и сталось: по приезду стал работать в «Кареллеспроме» молотобойцем в кузнице. Что ни говорите, а самая что ни на есть мужская работа, для настоящего силача. Когда горят ярким, красно-синим пламенем раздутые твоими руками искры в горне, и ты вместе со своим старшим напарником при помощи молотов да огромных клещей творишь чудо на наковальне. И вот уже шипит в воде очередное металлическое изделие…
Через год пошел служить, и армия стала очередным этапом в его физической и духовной закалке. Служба в ракетных войсках стратегического назначения позволила увидеть Украину и Казахстан, значительно расширила жизненные горизонты юноши, дала много опыта и наблюдений. Ведь не зря говорят, что армию заочно не окончишь…
После службы Николай Николаевич женился и опять, теперь уже с молодой женой, поехал работать на север, в Карелию. Там получили квартиру. На этот раз он успешно освоил работу трелевщика на тракторе. И все же со временем потянуло его в родные места, на свое белорусское Полесье.
Вернувшись, узнал и радость труда, и семейной жизни, и большую горечь утерь: в 1981 году трагически погибла его жена, оставив на руках у Николая двух сыновей. Через четыре года у него будет другая жена и потом всех четверо детей, без которых он не видит смысла всей своей дальнейшей жизни.
На Житковщине он полтора года работал трактористом в строительно-монтажном управлении, затем на сучкорезной машине сначала в Хвоенском, затем в Житковичском леспромхозах. И вот уже 15 лет руководит мастерским участком открытого акционерного общества «Житковичлес», вывевши его в одно из передовых подразделений.
— А почему ваш участок называется Туровским и в чем секрет его стабильного успеха? — интересуюсь у своего собеседника.
— Туровский потому, что при его создании костяк составили мои земляки из Туровщины — лучшие лесозаготовители. А успех обеспечивают кадры профессионалов, которые я подбираю сам. Со мной, например, работает вальщик леса — настоящий виртуоз своего дела. Его дерево, в какой бы чаще оно ни находилось, несмотря на любое направление ветра, всегда падает в ту сторону, куда оно должно упасть. А взять тракториста на трелевке древесины. Это же прирожденный трелевщик, он, что называется, на одном колесе может грузить лес. Вот благодаря таким работникам мы никогда не были последними.
Тринадцать лет назад перешли на бензопилы шведского производства, экономные, легкие в работе, весом всего 6 килограммов вместе с заправкой. В делянке основной хозяин он — мастер участка. Согласно с технологической картой разбивает лесосеку на так званые «пасеки», в которых будут работать малые комплексные бригады. Проводит инструктаж по технике безопасности, организовывает и контролирует работу. И хотя летом лес полон птичьими голосами, а под ногами встречаются грибы и ягоды, часто бывает не до них, за день приходится «накручивать» пешком до 10-12 километров.
Николай Николаевич Тарасюк теперь уже на заслуженном отдыхе, но с работой по-прежнему не порывает. То ли лес не хочет его от себя отпускать, то ли он не может жить без своего извечного зеленого друга. Невидимой силой связаны они между собой. Да к тому же ветерану лесозаготовительной отрасли есть что рассказывать и показывать в работе молодому поколению. Которые со всей ответственностью, с достоинством понесут дальше его лесную эстафету.
С. КУЛАКЕВИЧ.