Я выбираю жизнь!
Рассказывает педагог-психолог СОШ №4 г. Житковичи Ирина ТАРАСОВА:
Суицид — крупнейшая проблема человечества. В сентябре по инициативе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) проводится Международный день против самоубийства. По этому поводу ВОЗ обратился ко всем странам мира с призывом объединить усилия в борьбе с этой проблемой.
Самоубийство (суицид) — намеренное лишние себя жизни. Когда мы сталкиваемся со смертью человека, нас по-настоящему охватывает страх. Особенно страшно, когда гибнут дети, добровольно расставаясь с жизнью. Ежегодно суицид становится причиной смерти миллионов человек. В среднем в мире ежедневно около 3000 человек кончают жизнь самоубийством. На каждого человека, совершившего самоубийство, приходится 20 и более человек, пытавшихся покончить с собой. В мире каждые 20 секунд один человек кончает с собой, а каждые 2 секунды кто-то безуспешно пытается свести счеты с жизнью. Самоубийство — одна из основных причин смертности в глобальном масштабе, прежде всего среди молодежи. В общей статистике смертности суицид стоит на 13-м месте. В настоящее время лидерами по количеству самоубийств являются Литва, Россия и Беларусь. По данным БелМАПО в 2008 году совершили суицидальные попытки 4114 подростков, в среднем, за последние три года, суицид составил 1,5 случая на 100 тысяч детского населения. Поэтому на фоне демографических проблем вопрос сохранения психического здоровья и жизни подрастающего поколения приобретает особую значимость и социальную направленность.
Уровень суицидального поведения в детско-подростковом возрасте в значительной степени определяется социальными факторами и условиями: изменением образа жизни, бытового уклада, высокими требованиями школьных программ, возможностями и формами занятости детей в каникулярное время, усилением информационного давления на детскую аудиторию, показателями здоровья, употреблением психоактивных веществ (алкоголя, наркотических и токсических средств).
Самоубийство есть, прежде всего, порыв отчаяния человека, который больше не дорожит жизнью; но в действительности человек вплоть до последнего момента привязан к жизни, хотя эта привязанность и не мешает ему расстаться с нею. Поэтому, считаю, что, прежде всего родители и педагоги, те, кто большую часть времени проводит с детьми, должны знать основные мотивы суицидального поведения детей и подростков.
1. Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность.
3. Переживания, связанные со смертью. Разводом или уходом родителей из семьи.
4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.
5. Боязнь позора, насмешек или унижения.
6. Страх наказания, нежелание извиниться.
7. Любые неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
8. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
10. Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов («эффект Вертера»).
Кроме того покушающиеся на свою жизнь дети из неблагополучных семей. В таких семьях часто происходят конфликты между родителями, а также родителями и детьми с применением насилия; родители относятся к детям недоброжелательно и даже враждебно. Способствовать принятию решения покончить с собой могут экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца.
Подростки с любыми признаками суицидальной активности должны находиться под постоянным наблюдением взрослых, разумеется, это наблюдение должно быть неназойливым и тактичным. И если родители заметили надвигающуюся беду, не нужно оставаться одним со своей тревогой. Обращайтесь к детским психологам, они сейчас есть во всех городских школах, социальным работникам, врачам.
Виновных в самоубийстве, как правило, нет. Любой суицид это личное, осознанное решение самого человека. И распоряжаться своей жизнью — неотъемлемое право каждой личности. Но лучшая профилактика суицида — дать возможность каждому ощутить это право, равно как и право искать другие методы для решения проблем! Если человек чувствует себя нужным, хотя бы самому себе, если он имеет право голоса, хотя бы в отношении себя самого — уже поэтому жизнь становится для него достаточно большой ценностью.