«Уроки французского» на уроке русской литературы

После небольшого перерыва прозвенел зазывной звонок, и вездесущие заместители директора школы любезно препроводили меня в шестой «А», где свой очередной урок давала учительница русской литературы Лилиана Пешевич. Представляюсь и сажусь за одной из последних парт, стараясь быть тихим и незаметным, хотя шестиклассники, то и дело оглядываясь, бросают в мою сторону любопытные взгляды.


Их двадцать: двенадцать девочек и восемь мальчиков. Непоседливые, ершистые, любознательные. Неужели и я был вот таким когда-то? Наверное. А вот рассказ, который сейчас разбирают дети вместе с учительницей, мы точно в школе еще не проходили. С одним из любимых мною рассказов Валентина Распутина «Уроки французского» я ознакомился уже в университете.


Надо отдать должное Лилиане Николаевне — буквально с первых минут урока она втянула всех учеников в работу, в творческий водоворот. На вопросы — лес рук в классе. И это, смею заметить, не показушная активность мальчиков и девочек. Во-первых, о моем посещении урока никто заранее не знал, я появился в классе без предупреждения, что называется, инкогнито. Во-вторых, по ответам учеников сразу было видно хорошее знание ими текста и то, что это глубокое произведение писателя почти никого после своего прочтения не покинуло равнодушным.


…В голодный послевоенный год талантливый мальчик из деревни продолжает учебу в школе райцентра. Но трудно дается произношение на уроках французского языка, донимает голод, гложет тоска по родному дому. Чтобы свести концы с концами, он включается в игру на деньги, попадает в трудные жизненные перипетии. И тут на помощь главному герою рассказа приходит добрая учительница французского Лидия Михайловна. Она вместе с ним занимается иностранным языком, играет на деньги, нарочно подыгрывая, организовывает ему посылки. Лидию Михайловну увольняют из школы за якобы антипедагогические поступки. Но она помогает мальчику выучиться и состояться как личность, а не только как потребитель, обрести смысл жизни и не дать окружающему миру себя подмять, превратить в колесико, в винтик социального механизма.


«Роль учительницы в жизни мальчика» — так звучала тема урока. И дети единодушно встали на защиту, дружно поддержали милую, славную, не понятую другими черствыми душами Лидию Михайловну. Ее модель поведения, как показала потом жизнь, была единственно правильной и верной.


Ответы детей чередовались с чтением отдельных страниц произведения, вспыхивала здоровая полемика, шел творческий поиск ответов на многие острые вопросы. Желающие дома могут написать сочинение на тему «Учитель, перед именем твоим…», а остальные ответить на обощающие вопросы.


Лилиана Николаевна Пешевич в школьной педагогике около 20 лет. Семнадцать из них отдала преподаванию русского языка и литературы. Поэтому и чувствовался на уроке опыт, а также мастерство учителя-предметника.


И все же была в самом начале урока досадная неточность: один из мальчиков назвал писателя Валентина Распутина Валерием. И никто в классе его не поправил. Конечно же, это ни в коей степени не снизило коэффициент полезного действия урока. А, пожалуй, еще раз засвидетельствовало о том, что совсем идеальных уроков, как и людей, трудно найти…


С. КУЛАКЕВИЧ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.