“Мы созданы, чтобы летать, а не ползать”
Накануне Дня машиностроителя мы беседуем с директором открытого акционерного общества «Житковичский моторостроительный завод» В.В. КУРЬЯНОВИЧЕМ.
— Виктор Владимирович, и каким выдался для вашего коллектива этот год?
— Как никогда трудным. Мировой кризис докатился и до нас, и в первые месяцы мы почувствовали спад производства. Ожидали, что по весне ситуация улучшится, но этого не произошло. И мы начали более активно проводить реструктуризацию производства, увеличивать долю той продукции, которая пользуется спросом, и уменьшать ту, которая не идет в продажу. Поэтому если в прошлом году доля моторного завода в общем объеме производства составила около 70 процентов, то за последующие месяцы июль-август текущего года — только 30-–35 процентов.
А вот доля московского завода «Салют» значительно увеличилась. Если в прошлом году она составляла только 1 процент, то в текущем году уже 11 – 12 процентов. А вообще в последние месяцы на нашем заводе доля авиационной продукции выросла до 20 процентов. Таким образом, начинаем постепенно возвращаться туда, с чего и начали, ведь мы созданы для того, чтобы не ползать, а летать.
— А о чем говорят итоги производственной деятельности за 8 месяцев года?
— Предварительные подсчеты говорят о том, что по экспорту у нас сегодня годовая цифра получится выше 100 процентов. И это отрадно, так как на фоне других заводов, входящих в объединение, мы в лидерах. А по остальным показателям где-то будет около 70 процентов. И придется хорошенько потрудиться, так как до конца года осталось еще 4 месяца.
Мы более активно занялись новой продукцией, расширили рынки сбыта. В частности, заключили договор с Барановичским заводом, с которым раньше вообще не работали. И вышли не на разовый заказ, а на постоянную основу. Подписали контракт с Омским моторным заводом и в этом году отремонтировали и поставили туда более 30 стартеров.
Несмотря на кризис, у нас шло техническое перевооружение. В первом квартале этого года мы получили оборудование, которое заказали еще в прошлом году. Кризис отрицательно сказался на нашем финансовом состоянии, никто не думал, что доллар так вырастет и проценты приходится платить. Но работа на новых станках — это более качественная работа. Тут не надо принаравливаться к станку, он даст те параметры, которые ты ему задашь.
— А изменилось ли в связи с кризисом социальное положение коллектива?
— Трудности, безусловно, есть, оно не стало лучшим. Но у нас нет оснований для пессимизма. Мы работаем не только под конкретные заказы, но и смотрим: если продукция пойдет через месяц — два, то сознательно берем заготовки и даем их в работу. И хотя временно положили продукцию на склад, знаем, что у человека будет как работа, так и зарплата.
Четвертый месяц наш завод работает в режиме четырехдневки. А наши головные предприятия — столичные моторостроительный, тракторный и автомобильный заводы — вообще работают в трехдневном режиме. И если мы в состоянии поставить им нужную продукцию за 4 дня, то зачем в пятый на работу выходить. К тому же мы живет в сельской местности, где третий выходной не пропадает. Заводчане либо в деревню поедут родителям помочь, либо на своем огороде поработают. Если в большом городе в этом плане сложно чем-то заняться, то тут вопросов не возникает.
Несмотря на трудности, мы оставили в силе социальный пакет. Это касается подвозки людей на работу, питания в столовой. А по некоторым вопросам мы его даже расширили. Например, по проживанию в общежитии молодых специалистов.
У нас есть группы физкультуры, которые мы тоже дотируем. Помогает в этом и профком. И транспорт даем, если, скажем, больного надо доставить. Все соблюдается, что предусмотрено коллективным договором. Ведь без людей мы ничего не сделаем, они, их работа определяют конечный результат.
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех работников машиностроительной отрасли, и в первую очередь работников нашего завода, с Днем машиностроителя, пожелать им и их семьям благополучия, здоровья, радости, успехов и выразить надежду, что ситуация со временем улучшится и всем будет лучше.
Интервью к печати подготовил С. КУЛАКЕВИЧ.